Система наставничества
Целевая модель наставничества педагогических работников
Цель: создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная правовая основа создания и функционирования
системы наставничества
|
Федеральный уровень:
- Указ Президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника”
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2022 № 215 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №453"
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 3273-р
- Национальный проект «Образование»
- Федеральный проект «Современная школа»
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися”
- Письмо Министерства просвещения РФ и Общероссийского Профсоюза образования от 21 декабря 2021 г. NN АЗ-1128/08, 657 О направлении Методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
Локальные акты:
- Положение О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 60 Красносельского района Санкт-Петербурга Читать
- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБДОУ ЦРР-детский сад №60 Красносельского района СПб Читать
- Программа наставничества Читать
- Приложение 4 к приказу от 31.08.2022 Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в ГБДОУ ЦРР-детском саду №60 Красносельского района СПб Читать
- Приложение 5 к приказу от 31.08.2022 О закреплении наставнических пар/групп Читать
- Перспективный план работы наставника-воспитателя с молодым специалистом на 2022-2023 учебный год Читать
Материалы: